Проактивное и реактивное мышление.

Проактивное мышление

Проактивное мышление — это способ мышления, при котором человек активно планирует свои действия, предвидит возможные проблемы и препятствия, и предпринимает соответствующие действия, чтобы избежать или минимизировать их влияние. Люди с проактивным мышлением стремятся к решению проблем заранее, инициируют изменения, а не просто реагируют на события.

В процессе лечения или реабилитации этот процесс помогает выработать активную позицию, и мобилизовать свой внутренний мир на глобальные перемены.

В случае отсутствия мотивации к выздоровлению, не учитывая реальность приближения дна,  данная платформа может стать мотивационной для смены парадигмы, начала процесса отказа от наркотиков , а в последствии и выздоровления.

Проактивное и реактивное мышление

Проактивное и реактивное мышление — это два различных способа реагирования на события и обстоятельства.

  1. Проактивное мышление:
    • Это активное, осознанное управление своей жизнью.
    • Проактивные люди предвидят события, планируют и принимают инициативу.
    • Они берут ответственность за свои действия и решения.
    • Проактивность связана с поиском возможностей, даже в трудных ситуациях, и стремлением к самосовершенствованию.
  2. Реактивное мышление:
    • Это реагирование на события после их произошедшего.
    • Реактивные люди часто поддаются влиянию внешних обстоятельств и эмоций.
    • Они могут чувствовать себя жертвами обстоятельств или других людей.
    • Реактивность связана с отсутствием плана, отсутствием контроля и подчинением внешним обстоятельствам.

Зависимый в процессе выздоровления может использовать знания о развитии проактивного поведения для активного включения себя в процесс выздоровления и улучшения своего состояния. Это может способствовать более эффективному и быстрому восстановлению.

Некоторые примеры проактивного поведения в процессе выздоровления могут включать:

  1. Выполнение рекомендаций врача психолога или спонсора без промедления. Зависимый учится самостоятельно планировать свои занятия,  лечение, следить за регулярным выполнением рекомендаций спонсора не откладывая их на потом.

  2. Изучение симптомов и причин своего состояния. Зависимый может проявлять интерес к своему здоровью, к своей зависимости, читать программную литературу, консультироваться со специалистами сообщества АН или др., чтобы лучше понимать свою проблему и быть в курсе изменений своего состояния относительно данного заболевания.

  3. Планирование режима дня и осуществление самоконтроля. Зависимый может стараться выстраивать регулярный режим сна, питания и физических нагрузок, чтобы обеспечить правильное восстановление организма.

  4. Использование альтернативных методов лечения и заботы о своем здоровье. Зависимый может искать альтернативные методы лечения и самозаботы, такие как медитация, молитва или другие здоровые способы, которые помогут снизить стресс, поддерживать позитивное настроение и облегчить выздоровление.

  5. Поддержание позитивного ментального состояния и мотивации. Зависимый может постоянно поддерживать позитивный взгляд на выздоровление, установка себе целей и стремление к их достижению, а также применение позитивных поведенческих стратегий для поддержания своего мотивационного уровня.

Это лишь некоторые примеры проактивного поведения, которые могут быть полезными в процессе выздоровления. Зависимый может выбрать и применять любые действия, способствующие его восстановлению, чтобы достичь лучших результатов. В программе 12 шагов АА АН эти способы имеют систематичный характер.

Реактивное поведение

Реактивное поведение – это поведенческая реакция на внешние обстоятельства или на действия других людей. В таком поведении отсутствует сознательная контрольная функция, и люди просто реагируют на ситуацию, не задумываясь о возможных последствиях или долгосрочных целях. Это может быть проявлением импульсивности, эмоциональности и недостатка самоконтроля. Реактивное поведение может возникать в стрессовых ситуациях, когда люди действуют под влиянием эмоций, страха, раздражения или других негативных эмоциональных состояний. Это может включать в себя такие действия, как агрессия, нервозность, безразличие или пассивность.

Реактивное поведение у зависимых возникает в ответ на внешние события или воздействия, и часто происходит без осознания или контроля над ним. Вот несколько примеров реактивного поведения:

  1. Выбросы гнева: Когда зависимый испытывает сильную негативную эмоцию, например гнев, он может реагировать реактивно, выражая свою злость в ярких эмоциональных реакциях, таких как крик, оскорбления, обвинения, агрессия или физическое насилие.
  2. Избегание конфликта: Некоторые зависимые реагируют на конфликтные ситуации путем избегания или ухода от них. Они могут стараться избежать прямого столкновения, отказываться от обсуждения проблемы или уходить от неприятных разговоров.
  3. Защита и отрицание: Когда зависимый сталкивается с критикой или критическими комментариями, он может реагировать реактивно, защищая себя и свою самооценку. Он может отрицать или отбрасывать критику, оправдываться или перекладывать вину на других людей или обстоятельства.
  4. Пассивное поведение: Некоторые люди реагируют на стрессовые ситуации или требования окружающих, принимая пассивное поведение. Они могут становиться пассивными, подчиняться или уступать, не выражая своих потребностей, мнений или границ.
  5. Перфекционизм: Люди, страдающие от перфекционизма, могут реагировать реактивно на свои ошибки или неудачи, испытывая чувство провала или неудовлетворенности. Они могут быть слишком самокритичными и требовательными к себе, что может приводить к чувству стресса и неудовлетворенности что в последствии лишает зависимого стимула к переменам.

Важно отметить, что реактивное поведение является непродуктивным и может негативно влиять на наши на процесс выздоровления. Однако, осознание этих реакций и развитие самоосознанности может помочь нам принять более адаптивные и конструктивные способы реагирования на ситуации.

Реактивное мышление

Реактивное мышление — это способ мышления, при котором зависимый реагирует на внешние события и стимулы без осознанной обработки информации. Человек с реактивным мышлением действует по инерции, без анализа и планирования. 

Реактивное поведение, в свою очередь, является результатом реактивного мышления. Это означает, что наше мышление определяет наше поведение. Если наше мышление реактивное, то и наше поведение будет подчиняться автоматическим, привычным реакциям.

Разница между реактивным поведением и реактивным мышлением заключается в том, что реактивное поведение относится к конкретным действиям и реакциям на события внешнего мира, тогда как реактивное мышление – это процесс и способ мышления, определяющий наше поведение. В программе мы реактивное мышление называем зависимым либо созависимым.

Реактивное мышление — это способ мышления, при котором мы реагируем на ситуации или информацию без должного анализа или рассмотрения. Вот несколько примеров реактивного мышления:

  1. Черно-белое мышление: зависимые, склонные к реактивному мышлению, могут видеть мир только в категориях «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Они склонны к экстремальным суждениям и не учитывают нюансы или противоречия.
  2. Перегенерализация: Это когда мы делаем обобщения на основе одного или нескольких негативных опытов. Например, если у нас был плохой опыт с одним человеком, мы можем считать, что все зависимые такие же.
  3. Чтение мыслей: Это когда мы предполагаем, что знаем, что думают или чувствуют другие зависимые, без настоящего доказательства или обсуждения. Мы можем предполагать, что они о нас думают плохо или судят нас, даже если не знаем их их фактических мыслей.
  4. Максимизация и минимизация: зависимые, склонные к реактивному мышлению, могут преувеличивать негативные события или свои ошибки, умалять свои достижения или положительные моменты. Они сосредотачиваются на негативном и игнорируют положительное.
  5. Эмоциональное рассуждение: Это когда мы допускаем, что наши эмоции и чувства являются объективными фактами. Мы можем думать: «Я чувствую себя так, значит, это правда». Но наши эмоции могут быть обусловлены нашими предубеждениями или неправильным восприятием ситуации.

Важно отметить, что реактивное мышление может приводить к искаженному восприятию и непродуктивным решениям. Однако, развитие самоосознанности и критического мышления может помочь нам осознать эти негативные мыслительные шаблоны и разработать более гибкие и адаптивные способы мышления.

Теперь относительно созависимости и реактивного мышления:

  • Созависимость: Это состояние, когда человек слишком сильно зависит от других людей, часто в контексте отношений с зависимыми от вредных привычек (например, наркотики, алкоголь). Созависимые люди часто заботятся о других до того, как заботиться о себе, и могут быть склонны к реактивному мышлению.
  • Реактивное мышление в созависимых отношениях: Созависимые люди, имеющие реактивное мышление, могут часто подстраиваться под нужды и ожидания других, реагируя на события, вместо того чтобы принимать активное участие в формировании своей собственной жизни. Они могут чувствовать себя беспомощными без других и реагировать на их потребности, не уделяя должного внимания своим собственным потребностям и целям.

Программа «7 навыков» Стивена Кови может быть полезным инструментом для развития проактивного мышления и личной эффективности в целом, включая сферу отношений.

Самоосознанность

Самосознание

Самосознание — это способность человека осознавать и понимать себя, свои мысли, чувства, намерения и действия. Оно предполагает способность рефлексии, самоанализа и понимания себя как отдельную личность со своими уникальными чертами, качествами и ценностями. Самосознание помогает нам оценивать и контролировать свое поведение, развивать личностные качества и принимать информированные решения. Оно является важным аспектом психологического и когнитивного развития человека.

Таким образом, у человека постепенно складываются собственные индивидуальные представления о мире и самом себе, то есть формируется определенное самоотношение к собственному «Я», или другими словами – самооценка.

Самосознание, через самопознание и самоотношение формирует у человека мысленный «образ Я», который в свою очередь тоже имеет определенную структуру: «Я – реальное», то есть кто я сейчас; «Я – идеальное», то есть, кем я хочу быть; «Я – прошлое», то есть, кем я был. Эти элементы оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной струк- туры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое общее состояние, понять, что он делает, к чему сейчас стремится и от чего готов отказаться.

Самопознание

Разница между самоосознанностью и самопознанием заключается в том, на какие аспекты личности они сосредоточены и в каком временном контексте они проявляются.

Самопознание — это процесс осознания и понимания себя, своих мыслей, эмоций, потребностей, ценностей, сильных и слабых сторон. Оно охватывает более широкий спектр аспектов личности и может быть ориентировано как на прошлое, так и на будущее. Самопознание включает самоанализ, саморефлексию и самооценку, с целью лучше понять и принять себя, свои возможности и ограничения, а также развить свой потенциал и самореализоваться. Это процесс, который может занимать продолжительное время и требовать глубокого внутреннего рассмотрения.

Самоосознанность, с другой стороны, фокусируется на настоящем моменте и умении осознавать свои мысли, эмоции и действия в реальном времени. Она связана с осознанностью и внимательностью к себе и своим внутренним процессам. Самоосознанность позволяет нам быть более осознанными и присутствующими в нашей повседневной жизни. Она помогает нам лучше понять, как наши внутренние состояния влияют на наше поведение и отношения с окружающими, и позволяет нам принимать осознанные решения и быть более ответственными за свои поступки. Самоосознанность может быть развита через практики осознанности, медитацию и внимательность к себе и своим действиям в настоящем моменте. Программа 12 шагов АА АН помогает через первый шаг понять кто мы есть и куда мы движемся. » Мы признаем свое бессилие, и признаем что наща жизнь стала неуправляемая» . В контексте «ОСОЗНАНОСТЬ» я понимаю что я наркоман или алкоголик, и своей жизнью управляю не я а то вещество которое я употребляю.

Таким образом, самопознание и самоосознанность взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Самопознание помогает нам понять, кто мы есть и что мы хотим достичь в жизни, а самоосознанность позволяет нам быть более осознанными и присутствующими в нашей повседневной жизни. Оба процесса важны для личностного роста и развития.

Важно отметить, что самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт его развития. А это значит, что на его формирование, развитие и восстановление можно влиять на каждом отрезке жизненного пути. Самосознание имеет много функций, работа ко- торых в процессе употребления была нарушена. Особое внимание хочется обратить на такую функцию самосознания, как саморегуляция.

В программе выздоровления под саморегуляцией подразумевает сознательное регули- рование участником программы своего поведения с целью достижения желаемых и постав- ленных целей. Важно отметить, что саморегуляция включает в себя самоуправление и само- контроль.

Благодаря этим способностям мы можем оценивать процесс своего выздоровления в про- грамме, корректировать его и не повторять ошибок. Работая по программе, мы учимся управ- лять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует, что повлечет нас к срыву, а что будет способствовать нашему развитию.

Для восстановления функций саморегуляции мы рекомендуем Вам в процессе работы с программой ежедневно использовать рефлексивный квадрат (см. рис. 1), то есть письменный анализ себя и своего выздоровления:

рефлексивный квадрат

Самоосознанность в проактивном поведении

Самоосознанность в проактивном поведении — это осознание своих целей, желаний и ценностей, а также способности к саморегуляции и принятию ответственности за свои действия в целях достижения этих целей. Это означает, что человек осознает свою роль в своей жизни и активно действует, чтобы достичь поставленные цели, не полагаясь на внешние обстоятельства или других людей. Это включает в себя принятие инициативы, предвидение проблем и предотвращение их, поиск возможностей и принятие решительных действий для их реализации. Однако, самоосознанность в проактивном поведении несет в себе определенную ответственность, так как человек не может полагаться на кого-то другого для достижения своих целей и должен быть готов к преодолению трудностей и препятствий на пути к успеху.

ВИДЕО УРОКИ