Четвертый шаг

Четвертый шаг. Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

роман ходжахов

Все что нужно знать о четвертом шаге

4 шаг собрание

Цель четвертого шага

Четвертый шаг может быть основным инструментом для личного роста. Четвертый шаг это проведение анализа своей прошлой жизни, не для того что бы стать святым, не только для того что бы стать лучше, но....

Размышления

Со страхом или без него я обнаружил в себе скрытые убеждения, и вытаскивал их на свет. Сделав это, я увидел, как часто я был не прав, но не всегда. Иногда я узнавал правду о себе, но мне не хватало смелости признать ее.

Честность

Хаос, неопределенность, замешательство мешают увидеть правду. И так как реальность бывает не такой какой мы хотим ее видеть, а за частую и очень болезненной, факты искажаются, и выход из ситуации предполагают иллюзии. Четвертый шаг говорит нам о том что мы должны быть честными перед собой.

Отрицание

Объективная оценка и восприятие нашего прошлого, дает возможность нам сделать вызов вечному врагу «ОТРИЦАНИЮ». Как нам казалось, отрицание это наше оружие, помогающее нам уворачиваться от болезненных замечаний, от понижения чувства собственного достоинства, пугающих обязанностей и обстоятельств. В нашем случае отрицание является защитным механизмом, мешающим нам нормально развиваться.

Бессилие

Рабочая тетрадь

Многие зависимые наркоманы и алкоголики идут к выздоровлению, потому что есть желание завязать со старой жизнью. Вероятно приходя на первое собрание , каждый из нас задумывался о том куда попал, до конца не понимая что это и есть программа выздоровления. И если тогда мы не осознавали о том что это и есть программа выздоровления, то скорее всего пришло время взять паузу и подумать над этим.

Первое с чего мы начнем, это спросим себя: чего мы хотим от выздоровления. Большая часть ответит, что основное желание быть в программе , это быть здоровыми. Мы хотим жить как нормальные люди и нравиться самим себе. Но это не возможно, так как наркотик и алкоголь деформировали нашу личность и мы до конца сами не знаем кто мы такие. Благодаря Четвертому Шагу мы осознаем, кто мы есть на самом деле, чего нам не хватает, чтобы понравиться самим себе, и как получить от программы то, что мы от нее ждем – комфорт, счастье, успокоение.

 Четвертый шаг это новый этап нашего выздоровления. Шаги с Четвертого по Девятый можно рассматривать, как процесс внутри процесса.  Мы будем использовать ту информацию, которую получим в Четвертом Шаге, в работе на Пятым, Шестым, Седьмым, Восьмым и Девятым Шагами. Этот процесс подразумевает, что, выздоравливая, мы будем возвращаться к нему снова и снова.

Четвертый шаг - это процесс познания самого себя, который дает возможность находить в себе дефекты ошибки и их истинную природу. Так же как и ценные качества помогающие нам осознавать свою человеческую природу.

Анализируя свою сущность мы освобождаемся от всего того что мешает нам полноценно жить. Работая над четвертым шагом мы пришли к пониманию что наши проблемы начались не с первой дозы алкоголя или наркотиков, а за долго до этого.

Глубоко и бесстрашно Эта фраза для многих из нас оказалась головоломкой. Может мы и понимаем, что такое “глубоко”, а вот как быть со словом “бесстрашно”? Как мы можем отделаться от всех наших страхов? Нам кажется, на это уйдут годы, а самоанализ нам нужно начать прямо сейчас.

Проделать бесстрашный самоанализ – это значит идти вперед вопреки своему страху. Это значит иметь мужество действовать, не обращая внимание на то, что мы при этом чувствуем. Это значит иметь мужество быть честными, даже если внутри у нас все съеживается от страха и мы готовы поклясться, что нам жизни не хватит выполнить то, что мы напишем. Это значит иметь решимость пройти через все до конца, даже если нам кажется, что уже достаточно написано. Это значит иметь веру в сам процесс выздоровления и поверить нашей Высшей Силе, что она даст нам все необходимое для этого процесса.

Давайте смотреть на мир реально: работы в этом шаге очень много. Но нам не стоит падать духом, потому что для нас нет определенного срока с этим шагом. Мы можем выполнять его по частям, маленькими шажками, пока не закончим. Единственное, что в этой работе важно, так это быть последовательными. Иногда бывают периоды, когда наше чистое время работает против нас: когда мы осознаем свой страх перед самоанализом. Многие из нас, уже не раз проходившие Четвертый Шаг и понимающие, что это самое верное, что мы можем для себя сделать, все еще могут побаиваться этой процедуры. Мы можем думать, что раз мы понимаем, насколько этот процесс полезен для нас, то мы не должны его бояться. Но мы можем позволить себе бояться, если это именно то, что мы чувствуем. Наши опасения также могут быть обусловлены нашим предыдущим опытом работы над Четвертым Шагом. Мы знаем, что самоанализ означает изменение нашей жизни. Мы знаем, что если наш самоанализ разоблачает нашу деструктивную манеру поведения, то мы не можем продолжать вести себя по-прежнему, не причиняя себе сильного страдания. Иногда это означает отказ от чего-то такого, без чего мы не представляем себе нашей жизни – в поведении, в отношениях с людьми; иногда этим чем-то может быть обида, так бережно взлелеянная нами и превратившаяся в источник перестраховки и комфорта.

Боязнь расстаться с чем-либо, от чего мы начали зависеть, неважно насколько мы сомневаемся в истинности этого, такая боязнь вредна для нас, но она абсолютно обоснована. Мы просто не можем отделаться от нее. Мы должны с ней считаться и действовать мужественно. Может оказаться, что нам придется преодолевать барьер, обусловленный нашей неготовностью обнаружить что-то дополнительное о нашей болезни. Многие из наших товарищей, имеющие определенный опыт чистого времени, делились своими открытиями: проведенный в период позднего выздоровления самоанализ свидетельствовал, что наркомания охватила своими щупальцами абсолютно все сферы их жизни, так что реально нетронутым не осталось ничего. Такая констатация часто сопровождается чувством тревоги и растерянности. Мы сами удивляемся, как можно быть такими больными. Но не означают ли все наши успехи в выздоровлении гораздо больше, чем просто заживление поверхностных ран? Конечно означают. И нам нельзя забывать об этом. И наш спонсор будет счастлив напомнить нам об этом. После того, как мы осознаем всё, что вскроет наш самоанализ, мы ощутим свободу, пришедшую на место тревоги. Кроме того, самоанализ всегда инициирует процесс изменения и освобождения. Так почему бы опять не попробовать?

• Боюсь ли я прорабатывать этот шаг? Чего именно я боюсь?

• Что для меня означает “глубоко” и “бесстрашно”?

• Работаю ли я со своим спонсором и разговариваю ли я с другими наркоманами?

Какие еще я предпринимаю действия, чтобы подстраховаться и суметь справиться со всем, что вскроет мой самоанализ?

Нравственный самоанализ У многих из нас масса неприятных ассоциаций, связанных со словом “нравственность”. Это слово может вызывать в памяти картины прошлого, когда от нас требовали соблюдения чрезмерно сурового кодекса поведения. Оно может напоминать нам о людях, которых мы считаем “нравственными” и которые нам кажутся лучше нас самих. Звучание этого слова может будить в нас стремление к протесту против морали общества и к отказу признать какие-то авторитеты, которые никогда не соответствовали нашей морали. Какая бы из этих ассоциаций ни была правдивой для нас, как для личностей, она должна быть сформулирована нами лично. Если любое из перечисленного выше касается нас, то мы можем унять наше беспокойство, связанное со словом “нравственность”, попытавшись воспринимать его по-другому. У Анонимных Наркоманов слово “нравственность” в этом шаге не имеет ничего общего с особым кодексом поведения, нормами общества или осуждением каких-то авторитетных лиц. Нравственный самоанализ – это то, что мы можем использовать, формируя нашу собственную индивидуальную мораль, наши собственные ценности и принципы. И совсем не обязательно, чтобы они совпадали с чьими-то чужими ценностями и принципами. • Не выводит ли меня из равновесия слово “нравственность”? Почему? • Не выводят ли меня из равновесия мысли о будущем общества и мои опасения, что я не могу, не хочу и никогда не сумею подчиниться ему? • Какие ценности и принципы важны для меня?

Объект исследования

Четвертый Шаг предлагает нам исследовать себя самих, а не других людей. Сейчас, когда мы начнем писать и анализировать наши обиды, страхи, поступки, убеждения и секреты, мы обнаружим, что многие из них связаны с другими людьми, а иногда с какой-то организацией или учреждением. Очень важно помнить, что мы свободно можем описывать все, что угодно, касающееся других людей, лишь бы это помогло нам определить нашу роль в ситуации. Конечно, многие из нас сначала не сумеют отделить свою роль от чужой. Наш спонсор поможет нам в этом.

Духовные принципы

В Четвертом Шаге мы вспомним все духовные принципы, какие мы начали применять в первых трех шагах. Прежде всего, мы должны быть готовы к Четвертому Шагу. Нам предстоит быть педантично честными с самими собой, размышляя обо всем, что записываем, и спрашивая себя, правда ли это. Нам придется быть мужественными, чтобы лицом к лицу встретиться с нашими страхами и пройти через них. И последнее, но не менее важное – когда нам будет трудно и мы почувствуем, что готовы отступить, наша вера и наше доверие будут нашим поводырем.

• Можно ли сказать, что мое решение работать по Четвертому Шагу – это демонстрация мужества? Доверия? Веры? Честности? Готовности?

Возьми блокнот или что-либо, что по обоюдному, твоему и спонсора, согласию может быть использовано для записи. Убери все, что может отвлечь твое внимание. Помолись, чтобы твой самоанализ был глубоким, бесстрашным и скрупулезным. Не забудь контактировать со своим спонсором на протяжении всего процесса. Ну и наконец, не стесняясь, приступай к ответам на следующие вопросы. Все, что ты вспомнишь, и будет материалом для твоего самоанализа.

Мы ощущаем обиду, заново переживая старые чувства, когда мы не в состоянии забыть когото, когда не можем простить и забыть что-то, что вывело нас из душевного равновесия. Мы перечисляем свои обиды в Четвертом Шаге по нескольким причинам. Во-первых, это поможет нам избавиться от застарелой жгучей боли, омрачающей нашу жизнь. Во-вторых, анализ наших обид поможет нам пережить разочарование в других людях, особенно, если мы их сильно переоценивали. И, наконец, перечисление наших обид обнажит наши стереотипы, которые держали нас в плену жгучей боли или жалости к себе, а может, и то и другое. • На каких людей я в обиде? Описать ситуации, которые обусловили обиду. • На какие учреждения я в обиде (образовательные, правительственные, религиозные, исправительные, городские)? Описать ситуации, которые обусловили обиду. • Какие причины или убеждения заставили меня действовать в тех ситуациях именно так, как я действовал? • Как моя нечестность способствовала моим обидам? • Как моя неспособность или неготовность пережить определенные чувства обусловила рост моих обид? • Как мое поведение способствовало моим обидам? • Не боюсь ли я взглянуть на себя самого в ситуациях, обусловивших мои обиды? Почему? • Как мои обиды повлияли на мое отношение к самому себе, к другим, к Высшей Силе? • Какие темы вновь и вновь всплывают в моих обидах?

По большому счету мы хотим проверить наши чувства из тех же соображений, из каких копаемся в наших обидах: это поможет нам определить нашу позицию в собственной жизни. Кроме того, многие из нас забыли, что такое чувства, пока употребляли. Даже если мы уже какое-то время остаемся чистыми, мы все еще делаем открытия – мы узнаем, как именно нам удалось “отключить” наши чувства. • Как я распознаю мои личные чувства? • Какие чувства я больше всего боюсь позволить себе? • Почему я пытался блокировать мои чувства? • Какие средства я использовал, чтобы заглушить свои истинные чувства? • Кто был или что было толчком для возрождения моих чувств? Что это были за чувства? В каких ситуациях? Какова была моя роль в каждой из этих ситуаций? • Какая причина или убеждение заставили меня действовать в тех ситуациях именно так, как я действовал? • Что я делаю со своими чувствами, когда я распознаю их?

Вообще-то, существует два вида вины или стыда: один реальный, другой вымышленный. Первый произрастает напрямую из нашего сознания – мы чувствуем вину, потому что совершили нечто такое, что идет вразрез с нашими принципами, или мы причинили вред кому-то и нам за это стыдно. Вымышленная вина – это результат каких-то ситуаций, где ошибки допустили не мы и ситуации создали не мы. Нам нужно проанализировать нашу вину и наш стыд, чтобы отделить эти ситуации друг от друга. Нам нужно разобраться – признать наше и отказаться от чужого. • Из-за кого или из-за чего я чувствую вину или стыд? Описать ситуации, которые привели к этим чувствам. • Какие из этих ситуаций вызвали во мне чувство стыда, хотя не я был инициатором этих ситуаций? • Каков был мой мотив или каково было мое убеждение, заставившие меня поступить именно так, как я поступил, в инициированных мною ситуациях? • Как мое собственное поведение послужило причиной возникновения моей вины или моего стыда?

Если бы мы смогли взглянуть на наркоманию без ее основных симптомов, а именно: без употребления наркотиков, без компульсивного поведения, а также без ее других явных проявлений, то мы бы обнаружили засасывающий эгоцентричный страх. Мы боимся, что нас обидят, или может быть просто боимся сильных чувств, и мы живем какой-то половинчатой жизнью, испытывая определенные жизненные эмоции, но никогда до конца не ощущая себя живыми. Мы боимся всего, что может заставить нас чувствовать, поэтому мы изолируемся от всех и замыкаемся в себе. Мы боимся, что не понравимся людям, и мы употребляем наркотики, чтобы чувствовать себя более комфортно наедине с собой. Мы боимся, что нас уличат в чем-то и нам придется расплачиваться, поэтому мы лжем или жульничаем, или обижаем других, чтобы защитить себя. Мы боимся одиночества и используем и эксплуатируем других, чтобы избежать этого чувства, чтобы не быть отвергнутыми или покинутыми. Мы боимся, что нам будет недостаточно – чего угодно, но недостаточно, поэтому мы эгоистично добиваемся желаемого, не заботясь о том, что между делом причиняем комуто зло. Иногда, когда мы, выздоравливая, достигаем чего-то, что нам дорого, мы боимся потерять это и поэтому идем на компромисс со своими принципами, чтобы защитить то, что имеем. Эгоцентричный, своекорыстный страх – мы должны вырвать его с корнем, чтобы он больше не имел над нами такой разрушительной силы. • Кого или чего я боюсь? • Что я предпринимаю, чтобы скрыть мой страх? • Как негативно или деструктивно я реагирую на свой страх? • Что меня страшит больше всего, когда я анализирую себя или разоблачаю себя? Что в этот момент может случиться? • Как я сам сбивал себя с толку из-за своего страха?

В Четвертом Шаге нам следует описать наши отношения с людьми – любые, не только романтические – таким образом, чтобы мы смогли проследить, где наш выбор, убеждения и поступки привели к нездоровым или деструктивным отношениям. Нам нужно взглянуть на наши отношения с родственниками, супругами, партнерами или бывшими друзьями, настоящими или бывшими сотрудниками, соседями, ребятами из школы, из клуба или общественных организаций, на сами организации, на авторитетных людей, таких как полицейские, на установленный порядок, на всех и на всё, о чем мы только можем подумать. Нам нужно также проверить наше отношение к Высшей Силе. Мы можем испытывать искушение перепрыгнуть через какие-то недолговременные отношения - сексуальное увлечение на одну ночь, например, или ссору с преподавателем в классе, откуда нас потом выгнали. Но эти отношения тоже важны. Если мы думаем о них или у нас с ними связаны какие-то чувства, то это тоже материал для самоанализа. • Какие конфликты личностного характера осложняют мне дружбу и/или романтические отношения? • Каким образом мой собственный страх или чьи-то оскорбления сказались на моих дружеских или романтических отношениях? • Как я пожертвовал своими романтическими отношениями в пользу платонических? • Каким образом я компульсивно добивался отношений? • Не чувствую ли я иногда в своих отношениях с семьей, что мы как будто обречены снова и снова повторять одни и те же ошибки, без какой-либо надежды на изменение? Что это за ошибки? Какова моя роль в их увековечении? • Как я аннулировал близкие отношения с моими друзьями, партнерами или с супругой, семьей? • Были ли у меня проблемы с выполнением обязательств? Описать. • Случалось ли мне когда-нибудь прерывать отношения из-за того, что я опасался быть обиженным, и поэтому заранее, пока этого не случилось, выходил из игры? Описать. • До какой степени я считаюсь с чувствами других людей в своих отношениях с ними? Наравне с моими собственными? Они для меня более важны, чем мои собственные? Или менее? Или не важны вовсе? • Не чувствовал ли я себя жертвой в каких-то ситуациях? (Иметь в виду: этот вопрос призван показать, как мы сами входим в роль жертвы, или как неоправданно высокие требования к людям приводят к разочарованиям. Не надо перечислять примеры, где с нами действительно плохо обошлись.) Описать. • На что были похожи мои отношения с соседями? Не замечаю ли я каких-либо закономерностей, возникающих в моих отношениях с соседями, не зависимо от того, где я живу? • Что я чувствую к людям, с которыми и на которых я работал? Каким образом мои мысли, убеждения и мое поведение создавали мне проблемы на работе? • Что я чувствовал и чувствую к тем, с кем ходил в школу (и в детстве и сейчас)? У меня было меньше чувств, чем у других, или я чувствовал лучше, чем они? Верил ли я, что мне приходилось завоевывать расположение преподавателя? Уважал ли я авторитетных людей или восставал против них? • Состоял ли я когда-нибудь членом какого-то клуба или добровольной организации? (Подсказка: АН – добровольная организация.) Что я чувствовал по отношению к другим людям в клубе или организации? Дружил ли я с кем-то в этих организациях? Приходил ли я в клуб с высокими намерениями или просто скоротать время? Каковы были мои намерения и почему они не оправдались? Какова была моя роль в этих ситуациях? • Был ли я когда-либо в психиатрической больнице, в тюрьме или других учреждениях такого типа помимо моей воли? Какое влияние это оказало на меня, как на личность? Какие у меня были взаимоотношения с руководством? Выполнял ли я правила? Нарушал ли я когда-нибудь правила и, будучи пойманным, обижался ли я на руководство? • Не причинили ли мне боли мои ранние попытки доверительных и интимных отношений и не явилось ли это причиной моей замкнутости? Описать. • Не прекращал ли я когда-нибудь отношений, даже если конфликты можно было погасить, а проблемы были разрешимы? Почему? • Не попадал ли я в зависимость от разных людей из моего окружения? Описать. • Не обнаруживал ли я в себе, как в личности (возможно, в предыдущих попытках самоанализа), нечто такое, что мне не нравилось, и не замечал ли я за собой попытки компенсировать как-то свое поведение? (Например, мы могли обнаружить за собой привычку по-детски зависеть от кого-то, а потом мы изо всех сил старались стать суперсамостоятельными.) Описать. • Какие из моих недостатков наиболее часто проявляются в моих отношениях с людьми (нечестность, себялюбие, подозрительность, манипулирование людьми и т.п.)? • Каким образом я мог бы изменить свое поведение, чтобы мои отношения с людьми стали более здоровыми? • Была ли у меня какая-то связь с Высшей Силой? Как она со временем изменилась? Какое у меня сейчас отношение к Высшей Силе?

Это очень деликатная сфера для многих из нас. Действительно, мы могли бы остановиться здесь, сказав “Ну, это уж слишком! Я ни за что не буду составлять каталог моей сексуальной жизни!” Но нам нужно побыстрее преодолеть это нежелание. И нам поможет в этом размышление об истинных причинах этой необходимости. Как сказано в книге “Это работает: Как и Почему”, мы не хотим воевать с собственной сексуальностью. Вот почему нам следует в самоанализе остановиться на нашем понимании секса и нашем сексуальном поведении. В этом месте важно напомнить себе, что, анализируя себя, нам нет нужды сравнивать свое поведение с чьим-то другим, “нормальным” по нашему мнению, - нам нужно лишь определить, чего стоим мы сами, каковы наши принципы и наша мораль (наш нравственный облик). • Как мое сексуальное поведение сочеталось с моим эгоизмом? • Не путал ли я секс с любовью? Каковы были результаты этой путаницы? • Как я использовал секс в попытках убежать от одиночества или заполнить духовную пустоту? • Бывало ли, что я компульсивно требовал или избегал секса? • Не оставили ли во мне чувство стыда или вины какие-то из моих сексуальных попыток? Как это случилось? Почему во мне возникли именно эти чувства? • Какие-то из моих сексуальных попыток причинили вред мне самому или кому-то другому? • Устраивает ли меня моя сексуальность? Если нет, то почему? • Устраивает ли меня сексуальность других? Если нет, то почему? • Не является ли секс необходимым условием для всех или для большей части моих отношений с другими людьми? • Что для меня означают здоровые отношения?

Прежде, чем приступить к этому разделу, нам следует предпринять экстренные меры предосторожности. Или мы можем отложить этот раздел на более поздний период выздоровления. Чтобы ответственно подойти к решению вопроса – приступать ли к этому разделу сейчас, нам нужно мобилизовать все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы: наши собственные ощущения (готовы ли мы противостоять той боли, которую причинит нам эта работа), разговор со спонсором, молитвы. Может быть наш спонсор поможет нам довести дело до конца, может быть нам понадобится дополнительная помощь. Если мы решаемся продолжать этот раздел, то нам следует знать, что проработка именно этой части Четвертого Шага может причинить нам самую сильную боль, какую только может причинить нам наша работа над выздоровлением. В те времена, когда от нас отвернулись и нас оскорбляли люди, которые были призваны любить и защищать нас, мы испытывали такую боль, какую нам вряд ли придется испытать когда-либо. Но если мы готовы действовать, то пройти через это очень важно. Пока наши страдания внутри нас, пока мы держим их в секрете, наши поступки могут противоречить нашим желаниям, а мы сами можем воспринимать себя негативно и верить, что наше предназначение – разрушать себя. Познанием правды начинается процесс, который может избавить нас от страданий. Ведь мы не были виноваты. • Обращались ли со мной жестоко когда-либо? Кто? Что я чувствовал тогда и какие чувства во мне сохранились с тех пор в связи с этим? • Повлияло ли жестокое обращение со мной на мои отношения с другими людьми? Как именно? • Если я большую часть своей жизни чувствовал себя жертвой из-за жестокого обращения со мной в детстве, то что я могу предпринять сейчас, чтобы восстановить свою духовную целостность? Может ли мне помочь Высшая Сила? Как именно? Не исключено, что и мы сами физически, морально или словесно оскорбляли других. Воспоминания об этих моментах могут заставить нас испытать сильный стыд. Мы не можем допустить, чтобы этот стыд перешел в отчаяние. Важно, чтобы мы честно оценивали свое поведение, принимая за него ответственность и работая над тем, чтобы изменить его. Написать об этом здесь – значит сделать первый шаг в этом направлении. Работа над остальными шагами поможет нам загладить вину перед всеми, кому мы причинили зло. • Когда-нибудь я обращался с кем-то жестоко? С кем и как? • Какие были у меня чувства и мысли непосредственно перед тем, как я причинял зло? • Испытывал ли я вину перед своими жертвами или извинялся ли я за свое поведение? Описать. • Доверяю ли я своей Высшей Силе вмешиваться в мою жизнь и помогать мне в том, чтобы никому больше не причинять зла? Готов ли я жить со своей болью до тех пор, пока работа над шагами не успокоит ее?

 Большинство предыдущих вопросов были призваны помочь нам определить истинную природу наших недостатков – эта информация понадобится нам для Пятого Шага. Но также важно обратить внимание и на то, что мы делали правильно и что дало положительный импульс нам самим или другим людям. Мы хотим сделать это из следующих соображений. Во-первых, в результате работы над Четвертым Шагом мы хотим иметь о себе полную картину, а никак не одностороннюю. Во-вторых, мы хотим знать, какие черты характера и какое поведение мы выберем для себя в нашей жизни. • Что мне самому нравится в себе? Что нравится другим? Какие из моих качеств работают на меня? Как я могу продемонстрировать свою заботу о себе и о других? • Каких духовных принципов я придерживаюсь в своей жизни? Как это меняет мою жизнь? • Как укрепились моя вера и мое доверие к Высшей Силе? • На чем основаны мои отношения со спонсором? Вижу ли я, что этот положительный опыт переходит на мои отношения с другими людьми? • Каких целей я достиг? Есть ли у меня другие цели, к которым я стремлюсь? Что это за цели и что я предпринимаю, чтобы достичь их? • Что в моей жизни имеет смысл для меня? Во имя чего я обязан жить и как? • В чем выражается моя благодарность за выздоровление?

Прежде чем закончить Четвертый Шаг, нам нужно остановиться и оглануться назад: не пропустили ли мы чего-нибудь, вольно или невольно. Есть ли что-нибудь такое, что нам кажется настолько плохим, что мы просто не можем включить это в наш самоанализ? Если это так, то нас должен разубедить тот факт, что уже масса людей в АН прошла этот шаг, и не было еще ни в чьем Четвертом Шаге такой ситуации, которая была бы настолько уникальной, чтобы пришлось изобретать что-то новенькое для ее описания. Держать что-то в секрете – это плохо для нашего выздоровления. Если мы что-то держим в секрете, то это, собственно, означает, что мы делаем какие-то оговорки по поводу нашей программы. • Есть ли у меня какие-то секреты, о которых я все еще не написал? Что это за секреты? Есть еще один вопрос, который мы сейчас должны задать себе: есть ли что-нибудь в нашем самоанализе, что слишком преувеличено или описано вовсе неправильно. Почти у всех нас, пришедших к АН, были трудности с тем, чтобы отличить действительность от вымысла в нашей собственной жизни. Многие из нас аккумулировали “боевые истории”, черезчур преукрашенные и содержащие лишь какую-то долю истины. Мы мирились с этим, потому что хотели дать людям возможность высказаться. Мы не рассчитывали, что наша правда произведет хорошее впечатление, поэтому сочиняли в надежде создать себе определенную репутацию. Но больше нам не нужно так поступать. В процессе работы над Четвертым Шагом мы создаем свои собственные истинные ценности, а не фальшивые, основанные на чьих-то ложных представлениях. Сейчас самое время сказать о себе всю правду. • Есть ли какая-нибудь неправда в этом самоанализе? Может, какие-то истории, постоянно рассказываемые мною, не совсем правдивы?

Шаг четвертый

Природа не напрасно наделила нас инстинктами. Без них мы не были бы людьми в полной мере. Если бы мужчины и женщины не делали усилий, чтобы обрести уверенность в себе, чтобы добыть пищу и построить жилище, они не смогли бы выжить. Если бы они не рожали детей, земля не была бы населена. Если бы не было социального инстинкта, если бы люди не стремились к общению друг с другом, не было бы человеческого общества. Таким образом, стремления к сексуальным отношениям, материальному благополучию, эмоциональной защищенности и общению с другими людьми совершенно естественны, необходимы и, конечно же, дарованы человеку Богом.

Однако эти инстинкты, столь необходимые для нашего существования, часто превосходят свои нормальные функции. Властно, слепо, а порой весьма искусно они управляют нами, увлекают нас, подчиняют себе и настойчиво пытаются руководить нашей жизнью. Наши стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию и эмоциональной защищенности, к высокому положению в обществе часто тиранят нас. Становясь неуправляемыми, естественные желания человека причиняют ему большой вред, являясь причиной многих, практически всех его неприятностей. Ни один человек, даже самый благонравный, не может избежать этих бед. Почти все серьезные эмоциональные проблемы можно рассматривать как случаи неверно сориентированных инстинктов. Когда это происходит, инстинкты, эти естественные дары человека, превращаются в бремя и ведут к физическим и психическим отклонениям.

Четвертый Шаг — это решительная и до некоторой степени мучительная попытка обнаружить в себе те отклонения, что были у нас в прошлом, и те, что есть сейчас. Нужно точно установить, как, когда и где наши естественные желания оказались извращенными. Мы хотим открыто признать, какие несчастья это принесло нам и другим людям. Обнаружив в себе эмоциональные отклонения, мы можем приступить к их исправлению. Без усердных и настойчивых попыток исправиться мы не сможем вернуться к трезвости или быть удовлетворены своей жизнью. Без такого глубокого и бесстрашного исследования своего поведения недостижима та самая вера, которая приводит к результатам в повседневной жизни человека.

Прежде чем заняться подробным анализом своего поведения, давайте внимательнее присмотримся к тому, в чем заключена основная проблема. Самые простые примеры вроде тех, что мы приведем ниже, станут значительными, если мы дадим себе труд подумать о них всерьез. Предположим, человек ставит свои сексуальные желания превыше всего. В этом случае могут пострадать его материальное благополучие и эмоциональная защищенность, а также положение в обществе. Другой человек может дойти до такой жадности к материальным благам, что способен отказаться от всего, чтобы урвать побольше денег. Дойдя до крайности, он может превратиться в скрягу или в отшельника,  не имеющего ни семьи, ни друзей. Благополучие человека не всегда связано с материальным достатком. Как часто приходится встречаться с запуганными людьми, полностью зависящими от тех, кто сильнее, и позволяющими им руководить собой и защищать себя. Эти слабые люди, отказавшиеся самостоятельно справляться с требованиями жизни, так и не становятся взрослыми. Их удел — разочарование и беспомощность. Если их покровители покидают их или умирают, они вновь остаются со своим одиночеством и страхом.

Мы видели людей, рвущихся как безумцы к власти и желающих управлять другими. Они часто пускают по ветру все шансы честным путем добиться благополучия или наладить счастливую семейную жизнь. Человек, превратившийся в поле битвы инстинктов, не знает ни минуты покоя.

Но это еще не все. Всякий раз, когда такой человек дает волю своим инстинктам по отношению к окружающим, случаются неприятности. Если в погоне за богатством он попирает людей, встречающихся на его пути, это может вызвать у окружающих страх, ревность и мстительность. Необузданный секс также приводит к неприятностям. Обращенные к другим требования чрезмерного внимания, покровительства или любви вызывают у тех, к кому они обращены, либо стремление подавлять, либо отвращение, — две столь же нездоровые эмоциональные реакции, сколь и требования, их вызвавшие. Когда стремление завоевать престиж становится неконтролируемым, то уже неважно, где это происходит, — в кружке кройки и шитья или на международной конференции; другие люди страдают от этого и часто выражают протест. Такое столкновение инстинктов может вызвать любую реакцию — от холодного пренебрежения до яростного противодействия. Таким образом, не только конфликтуем с собой, но еще и с другими людьми, также обладающими инстинктами.

Алкоголикам особенно важно суметь понять, что неуправляемые инстинкты являются глубинной причиной их разрушительного пьянства. Мы пили, чтобы заглушить чувство страха, разочарования и депрессии. Мы пили, чтобы заглушить ощущение вины, вызванное страстями, а потом снова пили, делая возможным возникновение новых страстей. Мы пили из тщеславия, чтобы наслаждаться глупыми выдумками о нашем величии и власти. Эта извращенная душевная болезнь неприглядна. Необузданность инстинктов мешает разобраться в том, что происходит. Но как только мы предпринимаем серьезную попытку исследовать их, мы начинаем страдать от резко отрицательных реакций.

Если по своему темпераменту мы более склонны к депрессиям, нас охватывает чувство вины и отвращение к самому себе. Мы барахтаемся в этом вязком болоте, часто испытывая патологическое удовлетворение. С болезненным наслаждением, упражняясь в разных видах меланхолии, мы можем опуститься до такого уровня отчаяния, что только забвение покажется нам единственным выходом из создавшегося положения. В таком положении, конечно, утрачивается всякая перспектива, а потому и всякое истинное смирение. Ибо это гордость наоборот. Это совсем не исследование собственного “я”, а тот самый процесс, который вел отчаявшегося к бутылке и впоследствии к гибели.

Если же мы более склонны к самодовольству и претенциозности, наши реакции будут прямо противоположными. Мы будем оскорблены, когда в АА нам предложат заново оценить себя с нравственной точки зрения. Несомненно мы с гордостью отметим, какую замечательную жизнь мы вели, пока не стали прикладываться к бутылке. Мы заявим, что те серьезные недостатки характера, если, конечно, мы отыщем хоть какие-то, вызваны исключительно чрезмерным потреблением алкоголя. А поскольку нам кажется, что это так, то отсюда логически вытекает, что трезвость — это единственное, с чего надо начинать, чем надо заканчивать и к чему все время стремиться. Мы считаем, что наш когда-то чудесный характер возродится, как только мы перестанем употреблять алкоголь. Если мы всегда были прекрасными людьми во всем, кроме употребления алкоголя, зачем нужно оценивать себя с нравственной позиции, когда мы больше не пьем?

Мы также цепляемся за другую замечательную отговорку, чтобы избежать нравственной оценки собственного “я”. Наши беды и несчастья, кричим мы, вызваны поведением других людей, которым действительно стоило бы пересмотреть свои моральные принципы. Мы твердо убеждены, что если бы они относились к нам лучше, то и с нами все было бы в порядке. Поэтому мы считаем, что наше возмущение оправданно и обоснованно, а наши претензии справедливы. Мы ни в чем не виноваты. Виноваты они!

На этом этапе оценки себя с нравственной точки зрения нам приходят на помощь наши наставники из АА. Они способны помочь нам, так как им знаком весь опыт АА, связанный с преодолением Четвертого Шага. Они утешают меланхоликов, убеждая их прежде всего в том, что их случай не самый странный и не единственный в своем роде, что их

недостатки ничуть не хуже и их ничуть не больше, чем у других членов АА. Наставник это легко доказывает, спокойно и свободно рассказывая о своих прошлых и настоящих недостатках, хотя и не выставляя напоказ свои переживания. Этот спокойный и трезвый анализ действует очень ободряюще. Возможно, наставник показывает новичку его положительные качества, уравновешивающие его недостатки. Это устраняет болезненность в разговоре и ведет к большей уравновешенности. Когда новичок станет объективнее, он сможет без страха взглянуть на свои недостатки.

Наставники тех алкоголиков, которые считают, что им не нужен пересмотр их моральных качеств, сталкиваются с совершенно иной проблемой. Это связано с тем, что люди, пораженные гордыней, бессознательно слепы к своим недостаткам. Такие новички не нуждаются в успокоении. Задача заключается в том, чтобы помочь им обнаружить брешь в стене, созданной их собственным “я”, через которую мог бы проникнуть луч разума.

Первым делом можно рассказать новичкам, что большинство членов АА, когда продолжали пить, жестоко страдали от способности выгораживать себя. Для многих эта способность служила, разумеется, извиняющим поводом для выпивки, а также и для множества безумных и диких выходок. Придумывание алиби стало для нас тонким искусством. Мы должны были пить потому, что времена были тяжелые, или потому, что времена были — что надо. Мы должны были пить потому, что дома нас окутывала атмосфера всеобщей любви, или потому, что нас никто не любил. Мы должны были пить потому, что нам сопутствовали крупные удачи на службе, или потому, что у нас были серьезные неприятности в делах.

Мы должны были пить потому, что наша страна выиграла войну, или потому, что она вступила в войну. И так далее до бесконечности.

Мы считали, что “условия” вынуждают нас пить, а когда попытались изменить эти условия, то обнаружили, что не можем сделать это так, как нам хотелось бы; вот тут-то мы полностью утратили контроль над собой и стали алкоголиками. Нам никогда не приходило в голову, что мы сами должны были измениться, чтобы приспособиться к каким бы то ни было условиям.

Но, став членами АА, мы постепенно пришли к убеждению, что надо каким-то образом избавиться от мстительной обидчивости, склонности жаловаться на судьбу и неоправданной гордыни. Нам пришлось убедиться в том, что всякий раз, когда мы начинали играть роль “шишки”, то восстанавливали против себя людей. Мы должны были понять, что если мы накапливаем недовольство и строим планы мести за поражение, то накопленный нами гнев на поверку оборачивается против нас самих. Мы поняли также, что, если мы вышли из себя, нам нужно прежде всего успокоиться, независимо от того, кто, как нам кажется, виноват или что послужило причиной нашего недовольства.

Требуется немало времени, чтобы понять, что мы стали жертвой собственной эмоциональной неустойчивости. В других мы замечали это сразу, но в себе очень медленно. Прежде всего мы должны были признать, что в нас есть эти недостатки, каким бы болезненным и унизительным ни было это открытие. Что касается других людей, то нужно было отказаться от слова “вина” в наших разговорах и мыслях. Требуется огромное желание, чтобы только приступить к

этому. Но когда мы преодолели первые два-три препятствия, расстилавшаяся впереди дорога уже не казалась столь трудной. Ибо мы увидели себя в истинном свете, а это то же самое, как если сказать, что мы начали обретать смирение.

Конечно, депрессивный тип и властолюбивый — это экстремальные типы личности, которых много как среди членов АА, так и вообще в мире. Часто они встречаются столь же резко очерченными, как мы их описали выше. Но столь же часто некоторые из нас более или менее соответствуют этим двум типажам. Одинаковых людей не бывает, поэтому каждый из нас, проводя моральную оценку, должен понять недостатки своей индивидуальности. Подобрав ботинки впору, каждый человек должен надеть их и идти по жизни с уверенностью, что теперь он на правильном пути.

А теперь давайте вместе подумаем о перечне более серьезных изъянов личности, в большей или меньшей степени свойственных всем нам. Люди, получившие религиозное воспитание, отнесутся к содержимому этого перечня как к серьезным нарушениям нравственных основ религии. Другие будут считать это всего лишь недостатками характера. Кое-кто использует термин “индекс плохой приспособляемости”. Найдутся и такие, которые придут в состояние крайнего раздражения, едва лишь разговор зайдет о распущенности, не говоря уж о грехе. Но все, в ком есть хоть капля здравого смысла, согласятся, что у алкоголиков масса недостатков, от которых нужно избавляться со всей серьезностью, если мы хотим вести трезвый образ жизни, развиваться в личностном плане и справляться с жизненными проблемами.

Чтобы избежать терминологической путаницы, которая может возникнуть, если мы сами начнем давать названия этим недостаткам, обратимся к признанному перечню людских пороков — семи смертным грехам: гордыне, алчности, похоти, гневу, обжорству, зависти и лени. Не зря в этом перечне на первом месте стоит гордыня. Ибо гордыня, ведущая к оправданию себя и всегда подстегиваемая осознанными или неосознанными страхами, является основным, порождающим трудности источником и главным препятствием к развитию личности. Гордыня заставляет нас предъявлять к себе или к другим требования, которые неосуществимы без извращения инстинктов, дарованных нам Богом, или злоупотребления ими. Когда удовлетворение наших естественных стремлений к сексу, благополучию и общению с другими людьми становится единственным смыслом нашей жизни, гордыня начинает оправдывать наши излишества.

Все эти недостатки порождают страх, который сам по себе является видом душевного заболевания. Страх, в свою очередь, создает новые недостатки характера. Неразумный страх, что наши инстинкты не будут удовлетворены, заставляет нас домогаться того, чем владеют другие, стремиться к сексу и власти, раздражаться, когда возникает угроза запросам наших инстинктов, завидовать, когда нам кажется, что другим удается материализовать свои амбиции, а нам нет. Мы едим, пьем, пытаемся захватить всего больше, чем нам нужно, из опасения, что нам чего-то не хватит. И всерьез обеспокоенные тем, что придется работать, мы бездействуем. Мы бездельничаем и тянем время или, в лучшем случае, работаем нехотя и вполсилы. Эти страхи похожи на термитов, безостановочно подтачивающих фундамент, на

котором мы пытаемся создать какой-либо образ жизни.

Поэтому, когда АА предлагает бесстрашный анализ с нравственной позиции, нам кажется, что от нас требуют невозможного. Гордыня и страх преграждают дорогу новичку каждый раз, когда он пытается честно оценить себя. Гордыня говорит: “Тебе не нужно идти этим путем!”, а Страх шепчет: “Ты не посмеешь взглянуть!” Но согласно свидетельствам тех членов АА, кто действительно пытался произвести моральную оценку своего “я”, гордыня и страх — это не более чем огородные пугала. Когда мы по-настоящему захотим разобраться в своем “я” и постараемся сделать это скрупулезно, появится такое чувство, словно яркий свет вспыхнул в тумане. При известной настойчивости возникнет новая уверенность в себе, а в душе наступит такое облегчение, которое с трудом поддается описанию. Таковы первые плоды Четвертого Шага.

К этому моменту новичок, возможно, пришел к выводу, что недостатки его характера, представляющие собой распущенные инстинкты, были главной причиной его алкоголизма и всех его жизненных неудач; что если он не избавится от худших своих изъянов, то никогда не будет стабильно трезвым и не обретет душевный покой; что весь шаткий фундамент его существования должен быть разрушен и новая жизнь построена на более прочном основании. Желая начать поиск своих недостатков, новичок спрашивает: “А как это делается? Как мне оценивать себя?”

Так как Четвертый Шаг представляет собой начало того, что вам придется делать всю оставшуюся жизнь, мы предлагаем вам сначала обратиться к тем недостаткам личности, которые причиняют особенно много неприятностей и, вместе с тем, абсолютно очевидны. Основываясь на своем

понимании того, что хорошо и что плохо, новичок должен пересмотреть свое поведение в том, что касается сексуальных влечений, стремления к материальному благополучию и социальному престижу. Оглянувшись на свою прошлую жизнь, он может начать с попыток ответить на следующие вопросы:

Когда и как, в каких именно случаях мое эгоистическое стремление к сексуальным отношениям навлекло беду на других людей и на меня самого? Кого я конкретно обидел и в какой мере? Разрушило ли это мою семейную жизнь и отразилось ли на моих детях? Рисковал ли я при этом своим положением в обществе? Как я относился к тем своим поступкам тогда? Сгорал ли я от стыда? Или же я считал, что я не виновник, а жертва, и тем самым оправдывал себя? Как я относился к неудачам в сексуальных отношениях? Когда я сталкивался с отказом, вызывало это у меня мстительное чувство или я впадал в депрессию? Вымещал ли я это на других? Если жена отказывала мне в близости или была холодна со мной, пользовался ли я этим как поводом для измен?

Для алкоголиков также очень важны вопросы, касающиеся финансового положения и эмоциональной стабильности. Здесь наибольший вред приносят страх, жадность, стяжательство и гордыня. Анализируя свой послужной список, практически каждый алкоголик должен задать себе примерно следующие вопросы: Какие недостатки моего характера, помимо алкоголизма, способствовали моим финансовым затруднениям? Возможно, страх и комплекс неполноценности по отношению к своим профессиональным данным подорвали мою уверенность в себе и создали внутренний конфликт?

Пытался ли я скрыть комплекс неполноценности с помощью лжи, обмана и попыток избежать ответственности? Или я жаловался на то, что другие не признают моих исключительных способностей? Не переоценивал ли я себя, представляясь исключительной личностью? Был ли я настолько беспринципен в своих амбициях, что позволял себе предавать своих коллег и ставить им подножки? Был ли я расточителен? Брал ли я беззаботно взаймы деньги, не заботясь о том, сумею ли вернуть долг? Был ли я скуп и держал ли свою семью в голодном теле? Был ли разумным в своих тратах? Как насчет сомнительных сделок, игры на бирже, ставок на бегах.

Женщины, состоящие в АА и занимающиеся бизнесом, увидят, конечно, что многие из этих вопросов относятся и к ним тоже. Но алкоголичка-домохозяйка тоже способна серьезно подорвать семейный бюджет. Она может подделывать счета, манипулировать деньгами, отпускаемыми на продукты, в дневное время заниматься азартными играми и загнать своего мужа в долг благодаря ненужным тратам, собственной безответственности и расточительности.

Но все те, кто из-за пьянства лишился работы, семьи и друзей, должны безо всякой жалости к себе проанализировать, каким образом черты их характера разрушили их благополучие.

Самыми характерными симптомами эмоционального расстройства являются беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Причиной их, как нам иногда кажется, могут быть как внутренние факторы, так и внешние. Чтобы в этой сфере произвести анализ своего поведения, мы должны тщательно обдумать все те отношения с людьми, которые постоянно или

периодически доставляют нам неприятности. Следует помнить, что все эти чувства возникают там, где есть угроза действию наших инстинктов. И здесь можно задать себе примерно такие вопросы: “Какие сексуальные ситуации в прошлом и настоящем вызывали у меня беспокойство, горечь, разочарование или депрессию? Оценивая каждую такую ситуацию непредвзято, понимаю ли я, в чем был виноват? Что было причиной моих трудностей — эгоизм или непомерные требования? Или если, как мне кажется, причиной неприятностей были другие люди, почему я не способен принять то, что я не в силах изменить?” Подобные вопросы раскрывают источник неудобств и показывают, способен ли я изменить свое поведение и спокойно приспособиться к самоконтролю.

Предположим, что финансовые затруднения постоянно вызывают те же самые чувства. Я должен задать себе вопросы: “В какой степени мои ошибки являются источником моего непрерывного беспокойства. А если причина заключается в действиях других людей, то могу ли я что-нибудь сделать? Если я не в силах изменить существующее положение вещей, готов ли я принять необходимые меры, чтобы приспособиться к этим обстоятельствам?” Подобные вопросы, которые легко приходят на ум в каждом отдельном случае, помогут выявить глубинные причины.

Но ведь многие из нас более всего страдали от испорченных отношений в семье, с друзьями, да и вообще с окружающими. Именно в этом мы проявляли больше всего глупости и упрямства. Основной факт, который мы не удосужились признать, — это нашу неспособность установить с другими людьми отношения, основанные на сотрудничестве.

Наша самовлюбленность роет на нашем пути две ямы, грозящие катастрофой. Мы либо пытаемся подавлять тех, кого мы знаем, либо начинаем слишком зависеть от них. Если мы слишком зависим от других, то они рано или поздно подведут нас, ибо, обладая всеми человеческими слабостями, они не в состоянии выполнять наши бесконечные требования. Таким образом наша неуверенность растет и все более мучает нас. Когда мы постоянно стремимся манипулировать другими и использовать их в своих интересах, они протестуют и противятся этому изо всех сил. Мы обижаемся на них, нам кажется, что нас преследуют, у нас появляется желание мстить. Когда мы пытаемся более тщательно контролировать свое поведение, а нам это не удается, наши страдания усиливаются и становятся постоянными. Не раз мы пытались стать полноправными членами семьи, настоящими друзьями для своих друзей, хорошими работниками на работе и полезными членами общества. Всегда мы пытались либо взобраться на самый верх, либо скрыться в самом низу. Такое эгоистическое поведение препятствовало установлению с другими людьми отношений, основанных на сотрудничестве. Когда речь шла о настоящем товариществе, у нас всегда возникали какие-то опасения.

Некоторые станут возражать, что недостатки их характера не столь вопиющи. Выскажем предположение, что тщательный анализ позволит выявить недостатки как раз там, где мы противились неприятным вопросам. А так как на поверхности наше поведение выглядело довольно приличным, мы часто робели, когда представлялась возможность понять, что все выглядит именно так потому лишь, что мы спрятали те самые недостатки под толстым слоем самооправданий.

Какими бы ни были дефекты нашего характера, они, в конечном счете, навлекли на нас алкоголизм и уготовили нам бездну страданий.

Поэтому нашим девизом при исследовании наших недостатков должна быть тщательность. Кстати, разумно выписать наши вопросы и ответы. Это поможет здраво мыслить и давать честную оценку. Это будет первым осязаемым свидетельством нашей готовности двигаться дальше по пути исцеления.

Шаг четвертый  «отрицание»

Объективная оценка и восприятие нашего прошлого, дает возможность нам сделать вызов вечному врагу «ОТРИЦАНИЮ». Как нам казалось, отрицание это наше оружие, помогающее нам уворачиваться от болезненных замечаний, от понижения чувства собственного достоинства, пугающих обязанностей и обстоятельств. В нашем случае отрицание является защитным механизмом, мешающим нам нормально развиваться.

По мере ослабевания отрицания в нашей жизни, мы начинаем наблюдать истинную природу наших заблуждений. Мы видим что наше поведение, как человека, химически зависимого, причиняло неприятности нашему окружению, и в наших взаимоотношениях.. Из за отрицания, нам было трудно контролировать свои эмоции. ( Чувство страха, отчаяния, несчастья, одиночества, само-жалость, бесполезности.) Употребление химических веществ, хоть на какое то время заполняло внутреннюю пустоту.

Даже если вы прекратили употребление наркотиков, вам все еще необходима помощь что бы избавиться от эмоциональных проблем.  Прошлое пугает многих находящихся в программе, и мысль о том что тот или иной грех уйдет с нами в могилу, может принести вред нашему состоянию, и в конечном счете снова приводит к химической зависимости.

Шаг четвертый обида прощение

Шаг четвертый урок первый. «Мы тщательно и бесстрашно пересматриваем свои нравственные устои». 

В 12 шаговой программе АА четвертый шаг звучит «мы бесстрашно и глубоко исследовали себя с точки зрения нравственности». Продвигаясь шаг за шагом мы переходим из одного этапа нашего развития в другой. На втором шаге мы узнали что здравомыслие, те есть психическое здоровье, это способность здравого суждения, принятия мудрых рациональных решений. Не возможно нормально построить свое будущее не проанализировав ошибки прошлого и настоящего.

На четвертом шаге мы рассмотрим, что делали более успешно а что менее. Возможно мы уже добились улучшений в одной из областей нашей жизни, которая всегда была трудной для нас. Возможно мы уже предприняли какие то действия, не важно как легко или трудно они нам давались. Но для того что бы анализ был более тщателен, нам нужно рассмотреть что мы сделали по отношению к себе, и окружающим нас людям, причинив им боль, страх, разлуку. Позволи ли мы гневу, одержать верх в наших отношениях. Манипулировали ли мы другими людьми, как управляли своими сексуальными побуждениями.?

«ОБИДА»

 

В первых шагах я пришёл к осознанию двух составляющий моей болезни:

— Физической, заключающейся в механизме тяги

— Психической ( умственной), заключающейся в мышлении алкоголика и бессилии перед навязчивой сумасшедшей идее о выпивке.

Теперь я подхожу к третьей составляющей — духовному аспекту болезни.

Четвёртый шаг состоит из:

1. Составления списков

2. Наблюдений (анализа, выводов)

3. Молитв

В первых шагах, я учусь осознавать несколько составляющих моей болезни. Одна из них это физическая, способствующая возникновению желания уколоться, или выпить. Вторая психическая. Заключающаяся в мышлении алкоголика и неспособности преодолеть навязчивое желание употреблять наркотики.

Четвертый шаг. Это начало изучения Духовной части одной из составляющей болезни.

Этот шаг состоит из. 1) Составления списков. 2) Наблюдений. 3) Молитв.

Эгоизм

Обычно испытывая глубокое чувство пустоты, человек находящийся в наркотической зависимости, проявляет черезмерно зависимое, вынужденное поведение. Зависимое поведение, это попытки удовлетворить законные потребности «незаконным путем». Это вызвано нашей наркотической зависимостью. Нами движет сильное желание испытать»Кайф» И страх того, что у нас не будет достаточно алкоголя и наркотиков под рукой.  Это вызвано нашей наркотической зависимостью. Нами движет сильное желание испытать»Кайф» И страх того, что у нас не будет достаточно алкоголя и наркотиков под рукой В тот момент, когда это желание перерастает в острую нужду. Многие из нас начали запасаться алкоголем (наркотиками), припрятывая их. Подогреваем стремлением немедленного удовлетворения наших желаний, мы всегда заняты только самими собой. Подобный эгоизм проникает во все сферы нашей жизни: , частную собственность, секс, деньги, наш общественный и профессиональный статус. Эгоизм всегда стоит за нашей жадностью, завистью, манипулирование, злобной мстительностью И отрицанием ради самозащиты. Однако мы сталкиваемся с иронией, ибо чем больше мы делаем для нашего самоудовлетворения, тем меньше удовлетворения мы испытываем.

Нечестность

Нечестность- сильная угроза трезвости. Она разрушает наше самоуважение. Она вредит нашим взаимоотношениям с близкими, и рушит отношения с Богом. Нечестность один из факторов способных удержать Вас в узах алкоголизма и наркомании.

Самообман.

Что может сделать с честностью самообман? Одно из основных правил работы над собой, это честность. В дальнейшем продвижении по ступеням выздоровления, мы столкнемся с шагом «Я признаю перед собой, Богом, и другими людьми в истинной природе своих заблуждений». Где мне прийдется не только быть честным перед собой, но и перед Богом и другими людьми. Для того что бы этот процесс не был болезненным, нам лучше всего начать процесс работы над собой в этой области с самого начала.

Проявления нечестности.

Алиби. Нечестность пытается оправдать наши плохие поступки придумывая оправдания. Чаще всего эти оправдания всего лишь частично правдивы, или являются 100 процентным вымыслом

Отрицание. Отрицание может проявляться в виде открытой лжи. «Я этого не делал» говорит человек повинный в мошенничестве. Это так же может быть отказом поверить или принять правду о себе, своей ситуации или другом человеке. В нашем случае классическая ситуация это когда человек находясь в алкогольной или наркотической проблеме не хочет или не может признать этого перед собой.

Перекладывание вины.  Нечестность пытается избежать ответственности за совершенные поступки, обвиняя в них кого то другого или же сами обстоятельства, не желая принимать ответственности за собственное поведение

Преувеличение.  Раздувание правды, таким образом. Что бы все выглядело немного лучше

или немного хуже чем есть на самом деле. Для того что бы поразить, вызвать удивление или сочувствие со стороны других.

Приуменьшение. Преуменьшение обстоятельств с целью что бы поступок был менее значительным чем есть на самом деле.

Воровство. Вполне очевидная форма нечестности.

Ложь. Фальсификация истины.

Что мы можем получить в четвертом шаге.

 

Четвертый шаг это проведение анализа своей прошлой жизни, не для того что бы стать святым, не только для того что бы стать лучше, но. Для того что бы научиться пользоваться теми благами, которые предлагает мне Сила Более могущественная. Я делаю это для того что бы увидеть и избавиться от того что блокирует меня от Силы Бога, которая мне очень сильно нужна для преодоления своей зависимости.

Какие результаты я должен достигнуть в четвертом шаге.

  1. Составить списки случаев проявления моего эгоизма. Это могут быть такие ситуации когда проявлялось чувство ( злобы, обиды, страхов, ненормальных отношений с другими людьми).
  2. Провести наблюдения и анализ своих записей, и сделать жизненно важные выводы.
  3. Установить контакт с Высшей Силой и получить духовные инструменты ( Молитва).
  4. Провести практическую часть в виде молитвы и постараться увидеть как это работает.
  5. Наработать опыт работы над негативными чувствами ( злобы, страхов, обид и т.п.)

Если не научиться пользоваться этим шагом, и не добиться должных результатов, продвижение далее будет сложным. Нужно учиться пользоваться каждым шагом. Если этот шаг не сделан, то соответственно работать он в моей жизни не будет. Нам необходим опыт работы и преодоления над негативными чувствами и эмоциями]6 с использованием Духовных инструментов.

Как делается IV шаг по синей книге

В книге написано:

«Хотя наше решение было жизненно важным и решающим, оно не оказало бы длительного эффекта, если бы не подкреплялось серьезными усилиями с целью осознать и избавиться от всего, что блокировало нас. Пьянство было лишь симптом внутренних проблем. Итак, мы должны были разобраться в условиях и причинах».

В программе я узнаю, что препоручить свою волю и жизнь Богу жизненно важно для меня, но есть проблемы которые отделяют меня от Бога и блокируют меня от него. У меня есть духовная болезнь-эгоизм (эгоцентризм) — корень всех проблем, которая порождает внутренние проблемы (раздражение, злобу, беспокойство, неудовлетворённость, жалость к себе и т. д. ) Алкоголизм- это только симптом этой болезни и следствие постоянного наличия в моей жизни этих проблем. Алкоголизм-не моя проблема!!! Не будет болезни — не будет и симптома.

ЕСТЬ несколько категорий алкоголиков. Есть те у кого проблемы с алкоголем, и те у кого болезнь алкоголизм. У первой категории проблемы решаются тогда когда человек прекращает пить. В их жизни сразу все становится на свои места. Восстанавливается работа, учеба, отношения и т.д. Но есть и алкоголики которые в момент своей ремиссии становятся злыми, раздраженными. У таких людей начинает расти чувство стыда, вины, страха, злобы. Мир становится серым и неинтересным. Человек начинает видеть ошибки других людей, их начинает выводить из себя их глупость и некомпетентность. Человек просто сходит с ума, днем за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, мучаясь от боли, которую приносит эгоизм, и нет никакой анестезии.

Инвентаризация

Предприятие, которое не проводит инвентаризацию, обычно разоряется. Ведение коммерческих проверок — это процесс поиска фактов, их восприятия и оценки. Это попытка узнать правду о накопленных товарах. Одна из целей инвентаризации — выявить испорченные или не пользующиеся спросом товары, чтобы быстро и без сожаления избавиться от них. Если предприниматель хочет успешно вести дело, он не должен заблуждаться в истинной ценности вещей.

Мы проделали такую же операцию по отношению к нашей жизни. Мы честно осмотрели то, чем обладаем. Прежде всего мы искали недостатки характера, которые были причиной наших неудач. Уверенные, что наше “я” во всех его проявлениях было причиной нашего поражения, мы рассмотрели эти его обычные проявления.»

В данном процессе мы узнаем что мы сами причина своих неудач, и что нам необходимо найти недостатки характера, которые привели меня к неуправляемости своей жизнью. Найти их и провести процесс их осознания и оценки.

«Злоба — это враг “номер один”. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо другое. Она является причиной всех видов духовных недугов, ибо мы были больны не только психически и физически, но и духовно. Когда мы преодолеваем заболевание духа, мы излечиваемся также психически и физически.

1 Этап 4 шага

Составление списков.

  1. Мы составляем список людей, учреждений, принципов, обстаятельств, которые вызывают у нас злость.
  2. Записав 1 мы спрашиваем себя, почему это вызывает у нас такое чувство. ( В большинстве случаев оказалось, что был нанесен ущерб или угроза: нашему чувству собственного достоинства, нашему кошельку, нашим амбициям, нашим взаимоотношениям (включая сексуальные) с другими людьми. Таким образом, это нас раздражало и “заводило”).
  3. В списке причин недовольства мы  должны указать против каждой фамилии наши обиды и претензии, а также их внутренние основы — было ли задето ваше чувство собственного достоинства или под угрозой были наша безопасность, наши амбиции, наши взаимоотношения с другими людьми, наши сексуальные взаимоотношения.( и т.д.)

Обиды

  1. Опишите каким образом люди проявляли по отношению к Вам чувство обиды.
  2. Опишите то как Вы сами проявляли чувство обиды по отношению к другим людям.
  3. Что обычно вызывает в Вас чувство обиды.
  4. Перефразируйте Евангелие от Матфея 18:21-35.
  5. Чему учит нас отрывок писания относительно нежелания прощать других.

 

Прощение

  1. Дайте определению прощения
  2. Как Господь предлагает Вам прощение через Христа.
  3. Как Оно ( прощение) влияет на Вас
  4. Кто обидел Вас или причинил Вам боль? Что конкретно сделал этот человек?
  5.  Что означало, освободить каждого из этих людей от наказания, которое они по вашему мнению заслуживают?
  6.  Простили ли Вы уже кого либо из них? Если да то объясните как?
  7. Что Ваше прощение дало: Вам? _______ Вашему обидчику? ______
  8. Как Вы можете можете быть уверены что  действительно простили? __________
  9. Как Ваше прощение влияет на эмоциональную, духовную и умственную сторону жизни, а так же на отношения с людьми? А) В вашей жизни. Б)  В жизни Вашего обидчика
  10. Перефразируйте послание к Колосянам 3:13 «Снисходя друг к другу, и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил нас , так и вы…»

 

сергей давидович центр рука помощи

Консультации

Мы проводим бесплатные консультации для зависимых и родственников зависимых. Для получения консультации Вам необходимо записаться по телефону +7 911 926 64 78. 

" Если Ваши решения принимают за Вас Ваши эмоции, Вы явно потеряли себя."

Давидович Сергей

Социальный психолог

Информация взята с сайта https://aa-online.ru/kniga-dvenadcat-shagov-i-dvenadcat-tradicij/

Руководство к работе по шагам в АН http://xn--24-6kct0ak1a.xn--p1ai/images/rukovodstvo.pdf