Пять стадий неизбежности

Пять стадий неизбежности

Пять стадий неизбежности

Теория, разработанная психиатром  Элизабет Кюблер предполагает, что мы проходим через пять различных стадий горя после потери имеющей для нас важный жизненный смысл. Например любимого человека или потери контроля над чем либо:

Отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. 

В случае с принятием бессилия, процесс выглядит примерно одинаково. Зависимому трудно принять факт не управляемости своей жизнью. Отрицание не дает видеть факт того, что жизнь пошла под откос. Что все к чему стремился, ни когда не станет частью победного шествия в очередных жизненных победах и достижениях. 

Отрицание

Первый этап этой теории, отрицание, помогает нам свести к минимуму непреодолимую боль утраты. По мере того, как мы осознаем реальность нашей потери, мы также пытаемся пережить эмоциональную боль. Может быть трудно поверить, что мы потеряли контроль над своей жизнью, или потеряли что то очень важное в нашей жизни.

Наша реальность полностью изменилась в этот момент потери. Нашему уму может потребоваться некоторое время, чтобы приспособиться к этой новой реальности. Мы размышляем об целях, планах, о каких то проектах, которые больше ни когда не смогут воплотиться в жизнь. У зависимых на почве алкоголизма или наркомании происходят разводы, они теряют безвозвратно любимых людей, которых вернуть будет невозможно.

Это много информации для изучения и много болезненных образов для обработки. Отрицание пытается замедлить этот процесс и провести нас через него шаг за шагом, вместо того, чтобы рисковать тем , что наши эмоции переполняют нас.

В случае с зависимыми, происходит внутренний протест, против того что дает реальность. 

Отрицание — это не только попытка сделать вид, что потери или утраты не существует. Мы тоже пытаемся впитать и понять, что происходит.

Злость

После безвозвратной потери часто возникает гнев. Мы пытаемся приспособиться к новой реальности и, вероятно, испытываем крайний эмоциональный дискомфорт. Нам нужно обработать так много всего, что гнев может показаться нам эмоциональным выходом.

Имейте в виду, что гнев не требует от нас быть очень уязвимыми. Тем не менее, это, как правило, более социально приемлемо, чем признание того, что мы напуганы. Гнев позволяет нам выражать эмоции с меньшим страхом осуждения или отказа.

К сожалению, гнев, как правило, является первым, что мы чувствуем, когда начинаем высвобождать эмоции, связанные с потерей. Это может заставить вас чувствовать себя изолированным в своем опыте и восприниматься другими как недоступный в моменты, когда мы могли бы извлечь выгоду из комфорта, связи и уверенности.

Торг

Справляясь с утратой, нередко чувствуешь себя настолько отчаянным, что готов сделать почти все, чтобы облегчить или свести к минимуму боль. Потеря любимого человека может заставить нас подумать о том, как избежать текущей боли или боли, которую мы ожидаем от утраты. Есть много способов, которыми мы можем попытаться торговаться.

Торг может заключаться в различных обещаниях, включая:

  •  «Боже если ты меня освободишь от наркотиков, я больше никогда не возьму в руки шприц».
  • «Боже если ты вернешь моего мужа , я больше никогда не буду употреблять наркотики».
  • «Боже верни не забирай у меня моих детей, если ты поможешь решить вопрос с опекунским советом, я больше не вернусь к употреблению алкоголя».
  • «Боже, если ты сможешь исцелить этого человека, я переверну свою жизнь».
  • «Я больше никогда не буду употреблять алкоголь, если ты сможешь остановить его/ее от смерти или ухода от меня».

Когда начинается торг, мы часто направляем наши просьбы к высшей силе или чему-то большему, чем мы, что может повлиять на другой результат. В такие моменты возникает острое осознание нашей человечности, когда мы понимаем, что ничего не можем сделать, чтобы повлиять на изменения или улучшить конечный результат.

Это чувство беспомощности может заставить нас реагировать в знак протеста, торгуясь, что дает нам кажущееся чувство контроля над чем-то, что кажется таким неконтролируемым. Во время торга мы также склонны сосредотачиваться на наших личных ошибках или сожалениях. Мы можем оглянуться назад на наше взаимодействие с человеком, которого мы теряем, и отметить все случаи, когда мы чувствовали себя отчужденными или могли причинить ему боль.

Обычно мы вспоминаем времена, когда мы, возможно, говорили вещи, которые не имели в виду, и хотели бы вернуться назад и вести себя по-другому. Мы также склонны делать радикальное предположение, что если бы все сложилось иначе, мы не были бы в таком эмоционально болезненном месте в нашей жизни.

Депрессия

Во время нашего переживания потери, наступает момент, когда наше воображение успокаивается, и мы медленно начинаем смотреть на реальность нашей нынешней ситуации. Торг больше не кажется вариантом, и мы столкнулись с тем, что происходит.

Мы начинаем сильнее переживать потерю контроля над своей жизнью, или конкретной ситуации. По мере того, как наша паника начинает утихать, эмоциональный туман начинает рассеиваться, и потеря кажется более реальной и неизбежной.

В такие моменты мы склонны замыкаться в себе по мере того, как растет печаль. Мы можем обнаружить, что отступаем, становимся менее общительными и меньше рассказываем другим о том, через что мы проходим. Хотя это очень естественная стадия потери (изоляция) , борьба с депрессией после потери  может быть чрезвычайно изолирующей.

Принятие

Когда мы приходим к месту принятия, дело не в том, что мы больше не чувствуем боль утраты. Однако мы больше не сопротивляемся реальности нашей ситуации и не пытаемся изменить ее.

Печаль и сожаление все еще могут присутствовать на этом этапе, но менее вероятны тактики эмоционального выживания, такие как отрицание, торг и гнев.

С момента принятия, начинается сдвиг в сторону выздоровления. Зависимый начинает делать первые шаги на встречу своему выздоровлению. 

Типы горя

Когда мы рассматриваем пять стадий потери, важно отметить, что люди проходят эти этапы по-разному, и вы можете пройти или не пройти каждую из этих стадий или испытать каждую из них по порядку. Линии этих стадий часто размыты — мы можем переходить от одной стадии к другой и, возможно, обратно, прежде чем полностью перейти на новую стадию.

Кроме того, для любого из этих этапов не предлагается конкретный период времени. Кто-то может пройти этапы довольно быстро, например, за несколько недель, тогда как другому человеку могут потребоваться месяцы или даже годы, чтобы пройти к месту принятия. Сколько бы времени ни потребовалось вам для прохождения этих стадий, это совершенно нормально.

Ваша боль уникальна для вас, ваш взгляд на жизнь, или конкретную ситуацию уникальны, и эмоциональная обработка может ощущаться по-разному для каждого человека. Для вас приемлемо потратить необходимое время и избавиться от любых ожиданий относительно того, как вы должны действовать, когда вы справляетесь со своей потерей.

Пять стадий неизбежности

Мы в соц сетях

Дополнительные модели

Хотя пять стадий потери, разработанные Элизабет Кюблер-Росс, считаются одной из наиболее легко узнаваемых моделей утраты, следует отметить и другие модели утраты. 

Каждая модель или теория работает, чтобы объяснить закономерности того, как можно воспринимать и перерабатывать утрату. Исследователи надеются использовать эти модели, чтобы дать понимание тем, кто страдает от утраты чего то важного, а также предоставить информацию, которая может помочь специалистам в области реабилитации обеспечить эффективную помощь тем, кто нуждается в информированном руководстве.

Теория привязанности и горе

Легендарный психолог Джон Боулби сосредоточил свою работу на исследовании эмоциональной привязанности между родителем и ребенком.  С его точки зрения, этот ранний опыт привязанности к важным людям в нашей жизни, таким как опекуны, помогает формировать наше чувство безопасности, защищенности и связи.

Британский психиатр Колин Мюррей Паркс разработал модель горя, основанную на теории привязанности Боулби, предполагая, что существует четыре фазы скорби при переживании потери любимого человека.

  • Шок и оцепенение . Потеря на этом этапе кажется невозможной. Наиболее тесно связанный со стадией отрицания Кюблер-Росс, мы перегружены, когда пытаемся справиться со своими эмоциями. Паркс предполагает, что на этом этапе также наблюдается физический стресс, который может привести к соматическим (физическим) симптомам 
  • Тоска и поиск : По мере того, как мы переживаем потерю на этом этапе, мы можем начать искать утешение, чтобы заполнить пустоту, которую оставил наш любимый человек. Мы можем попытаться сделать это, оживляя воспоминания с помощью картинок и ища знаки от человека, чтобы почувствовать связь с ним. На этом этапе мы очень озабочены человеком, которого потеряли.
  • Отчаяние и неорганизованность : на этом этапе мы можем задавать вопросы и злиться. Осознание того, что наш любимый человек не вернется, кажется реальным, и нам может быть трудно понять или найти надежду на наше будущее. На этом этапе мы можем чувствовать себя немного бесцельно и обнаруживать, что отступаем от других, когда справляемся со своей болью.
  • Реорганизация и восстановление : на этом этапе мы чувствуем большую надежду на то, что наши сердца и разум могут быть восстановлены. Как и на этапе принятия Кюблер-Росс, печаль или тоска по любимому человеку не исчезают. Тем не менее, мы движемся к исцелению и воссоединению с другими для поддержки, находя небольшие способы восстановить нормальную жизнь в нашей повседневной жизни.

Наркологический центр в Санкт-Петербурге

Стоимость в сутки

от 0 ₽ / сутки БЕСПЛАТНО

Адрес центра

г. Санкт-Петербург, Лиговский пр. 56 г

Бесплатно

Получите бесплатную консультацию по вопросам лечения в городе Санкт Петербург

Консультация

Бесплатная консультация круглосуточно.

8 911 926 64 78

Пять стадий неизбежности

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *